Система сертификации ГОСТ Р
Обязательная сертификация в России, как и в зарубежных государствах, распространяется прежде всего на потребительскую продукцию и подтверждает её безопасность и экологичность. Продукция, подлежащая обязательной сертификации, включается в официальную номенклатуру, которая является важным документом для всех заинтересованных в сертификации:
-
покупатели рассматривают перечень как первоисточник информации о гарантии своих прав на приобретение безопасных продуктов, на выбор их из числа аналогов, находящихся в продаже;
-
торговые организации получают возможность аргументированного выбора при размещении заказов;
-
производители, ориентируясь на перечень, имеют возможность своевременно подготовиться к проведению процедуры сертификации на своем предприятии;
-
таможенные органы получают информацию об объектах обязательного контроля при ввозе продукции на территорию РФ;
-
органы по сертификации вместе с номенклатурой товаров получают возможность оперативного обеспечения своего фонда нормативных документов нужными стандартами;
-
контролирующие органы получают возможность подготовиться к инспекционному контролю сертифицированной продукции, составить проекты, планы и графики работ;
-
и, наконец, техкомитеты по стандартизации благодаря данной информации определяют объекты для стандартизации методов испытаний и установления обязательных для сертификации требований на конкретные группы продукции.
В соответствии с Законом "О защите прав потребителей" Росстандарт Российской Федерации как национальный орган по сертификации потребительских товаров определил номенклатуру товаров, которые попадают в зону обязательной сертификации, и включил в нее свыше 70 видов продукции и некоторые виды услуг. В их числе: сельскохозяйственная и пищевая продукция; изделия текстильной и легкой промышленности; товары бытовой химии; электробытовые приборы и радиоэлектронная аппаратура; автотранспортные средства; медицинская техника и приборы; спортивное и охотничье оружие; бытовая техника; бытовые нагревательные устройства.
В качестве критериев для включения продукта в этот перечень были выбраны: вероятная опасность для пользователя; присутствие требований безопасности в нормативном документе на продукцию; массовость потребления; степень угрозы жизни и здоровью людей и др. Номенклатура ежегодно обновляется и дополняется новыми пунктами по мере принятия новых законодательных актов в сфере охраны здоровья и защиты интересов конечных потребителей. Изменения в перечень могут быть внесены и иными органами государственного управления, уполномоченными создавать различные системы сертификации. На основании их предложений Росстандарт как координирующий обязательную сертификацию и проводящий государственную политику в этой сфере составляет сводный список продукции, подлежащей обязательной сертификации.
Перечень распространяется и на импортируемую продукцию, о чем проинформированы по соответствующим каналам официальные органы зарубежных стран.
Первой российской системой обязательной сертификации стала Система ГОСТ Р. Система сертификации ГОСТ Р - самая крупная в России, она охватывает все виды продукции, которые подлежат сертификации в соответствии с Законом "О защите прав потребителей" и другими законодательными актами, касающимся отдельных видов продукции. Практика показывает, что заявители на добровольную сертификацию также чаще всего обращаются в эту систему.
На базе правил и принципов системы ГОСТ Р сформирована действующая инфраструктура сертификации в России, а также в странах СНГ. Правила Системы, апробированные в течение нескольких лет, легли в основу создания общих положений по сертификации в России, рассмотренных выше. Система ГОСТ Р открыта для участия в ней всех субъектов, признающих ее правила, в том числе в органов государственного управления, на которые возложена деятельность по сертификации, а также организаций других стран. Так, в качестве центрального органа Системы, кроме Росстандарта, действует Росстрой РФ, а среди испытательных лабораторий аккредитованы организации стран СНГ и дальнего зарубежья. Система ГОСТ Р на основе соглашений взаимодействует с другими сертификационными системами. Функции участников системы установлены Законом "О сертификации продукции и услуг".
Объективность и достоверность подтверждения соответствия в Системе обеспечена соблюдением принципов компетентности и независимости органов сертификации и испытательных лабораторий. Основополагающий принцип системы — построение ее на основе систем сертификации однородной продукции, поэтому Система ГОСТ Р является их совокупностью, объединенной едиными правилами и принципами. Эти системы формируются на основе "Правил по проведению сертификации в Российской Федерации". Каждая система сертификации однородной продукции утверждается Росстандартом России и регистрируется в Государственном реестре. Наиболее крупными считаются системы по сельскохозяйственным и пищевым товарам, автотранспортным средствам, электрооборудованию, продукции строительного комплекса, химическим материалам, средствам индивидуальной защиты. Возглавляют системы в качестве центрального органа в большинстве случаев управления Росстандарта или его научно-исследовательские институты.
Росстандарт ведет Государственный реестр, который содержит основную информацию по сертификации: о выданных сертификатах; аккредитованных органах и испытательных лабораториях; утвержденных системах сертификации; аттестованных экспертах-аудиторах и др. Официальный язык Системы ГОСТ Р русский. Но по согласованию сторон допускается оформление документации и на другом языке.
Основные принципы и правила Системы установлены комплексом документов, включающим четыре группы положений: общесистемные положения, сертификация продукции, сертификация услуг, сертификация систем качества и производств. Каждая группа документов содержит основополагающие документы и конкретизирующие положения.
Период существования в России обязательной сертификации в Системе ГОСТ Р слишком мал для того, чтобы были практически отработаны и усовершенствованы ее процедуры и достигнуты желаемые результаты. Однако существующие проблемы в этой области определены намного более четко. Они касаются организационной стороны, совершенствования правил и практической работы. Так, установлены частые случаи несоответствия правил систем сертификации однородной продукции "Правилам по проведению сертификации в РФ" и слабого отражения в них специфики сертифицируемой продукции.
Органы по сертификации и испытательные лаборатории, аккредитованные в Системе, в силу неравномерности географии их расположения не могут обеспечить полностью потребности в сертификации некоторых экономических регионов страны. В целом отмечается нехватка органов по сертификации некоторых видов продукции, например, пищевой. По этой причине аккредитованные органы сертифицируют лишь около 20% продовольственных товаров. В связи с этим рассматривается вопрос о подтверждении соответствия путем заявления декларации изготовителя.
Существуют также кадровые проблемы, которые касаются не только нехватки кадров, но и не всегда надлежащего уровня их компетентности, что приводит к ошибкам практического характера.
И, наконец, наблюдается дублирование деятельности Росстандарта по надзору за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и за сертифицированной продукцией.
Во многом проблемы связаны с тем, что формирование сертификации совпало с начальным этапом становления рыночной экономики, что оставляет надежду на совершенствование сертификации по мере становления российского рынка товаров и услуг.