Меры технического регулирования, включая формы оценки соответствия, могут быть различными. Выделяют три основные группы мер регулирования.
Первая группа включает меры, базирующиеся на законодательстве об ответственности за качество и полную безопасность поставляемой продукции, базирующемся на Законе РФ «О защите прав потребителей». Меры этой группы во многом определяют, насколько жестким будет регулирование, вводимое правительством по отношению к изготовителям. Поэтому они являются основными для всего механизма регулирования и носят предупредительный характер.
Ключевым принципом рассматриваемого законодательства должна быть неотвратимость ответственности производителя, а также организации в цепи «производитель — продавец — потребитель», по вине которой к покупателю поступила недоброкачественная продукция или же произошло искажение информации о ее фактических характеристиках.
Бремя доказательства доброкачественности реализуемой продукции лежит на изготовителе. Потребитель же должен подтвердить только наличие дефекта, величину убытка и связь между дефектом и ущербом.
Вторая группа — техническое регулирование, осуществляемое государством с целью обеспечения поставленных им целей в области безопасности продукции. Как правило, необходимость такого регулирования обусловлена опасностью продукции с высокой степенью риска для потребителей. К основным мерам этой группы относятся технические регламенты и оценка соответствия. Наиболее применяемыми ее формами являются подтверждение соответствия, государственный контроль (надзор), аккредитация.
Третья группа включает меры, предусматривающие применение добровольных стандартов и добровольной сертификации, а также внедрение систем качества, обучение и информирование покупателей, страхование ответственности за урон, создание саморегулируемых организаций и т.п. Они имеют более обширное назначение, чем обеспечение безопасности и качества продукции. Их внедрение создает условия для решения рассматриваемой проблемы на невысоком уровне государственного вмешательства.
Выбору рациональных форм оценки соответствия должен предшествовать анализ формирования услуги или товара, исходя из достижения конечной цели регулирования. Основное внимание при этом следует уделять оценке риска как вероятности причинения вреда в результате ее применения.
Эффективность действия механизма регулирования в значительной степени определяется рациональной организацией оценки соответствия.
Предыдущая статья
Следующая статья
Аудит качества